Ждем в субботу 22 апреля на открытие новой выставки В субботу 22 апреля приглашаем вас на открытие выставки художника Александра Зорина (г. Смоленск) "Над вечным покоем". Графика, живопись.
Начало в 18:30.
Галерея 14/45 (В.О. 6-я линия 39)
Художник из Смоленска Александр Зорин – убежденный пейзажист, преданный рыцарь жанра. Конечно, пейзажем по-прежнему занимается множество людей. Россия – страна зачарованных пейзажистов, готовых бесконечно писать могучие леса, неторопливые реки, сонные улочки. Иногда эта приверженность – неотъемлемая часть профессии, иногда –привычка и инерция школы, иногда – особая настройка зрения, любовь и судьба. Счастлив мастер, в творчестве которого действуют все эти мотивы, и похоже, Александр Зорин именно таков.
Чтобы написать пейзаж, его сначала надо увидеть. Там, где большинство людей – просто прохожие, Александр Зорин – вдохновенный наблюдатель. Сколько форм и цветов он видит, когда мы просто ослеплены солнцем или удручены туманной сыростью! Он – мастер вечных сюжетов: игра света на старом дереве, угасание вечернего неба, скромный рельеф белой церковки на сером небе. Все это знакомо, любимо и воспето поколениями русских живописцев. Но все же Александр Зорин – пейзажист 21 века. Это не сказывается на мотивах, к которым он обращается. Более того, они кажутся намеренно ретроспективными. Однако художник работает с материалами и выразительными средствами живописи, которые сто лет назад стали героями модернистской революции: получили право ничего не изображать и говорить исключительно о себе, от первого лица. Поэтому в его работах не скрыты моменты превращения комьев снега, облаков, подножной грязи в отформованную мастихином красочную массу. Более того, именно встреча свободных стихий живописи и натуры кажется основным событием произведений. Мы любуемся не только тем, как Зорин видит, но и как он правит натуру, незаметно заостряя форму, рифмуя линии, выводя за пределы картины все суетное и второстепенное. Где-то подчёркивая частности, где-то обобщая или фантазируя, художник создаёт свой образ заповедной России, существующей вне времени.
Зорин много работает в технике масляной пастели, любимой многими художниками. Ее бархатистая поверхность позволяет создать ощущение загадочной глубины, в которой мерцают и растворяются контуры предметов. Пастель – идеальный материал для изображения старых интерьеров: укромные уголки, где хранится что-то едва различимое и живет кто-то невидимый, где в потёмках искрится белый бок печки, а окна залиты нездешним холодным светом.
Кажется, что изящная, камерная техника пастели не очень подходит для создания возвышенных символических образов. Но Зорину она помогает оторваться от чересчур благодушной, неторопливой повседневности. Именно ей он доверяет свои пустынные, сумрачные пейзажи. В них художник тоже позволяет высказаться материалу. Динамичные штрихи растворяют формы в просветах тёмной бумаги, создают ощущение нестабильности пространства. Мы словно проносимся в потоке времени над левитановским вечным покоем. Одинокие церкви и колокольни, заброшенные избы предстоят строгим небесам последними зыбкими рубежами русской духовности Существует ли эта заповедная Россия, или она – лишь, призрак, воспоминание, грёза художника, - наверняка не узнать, остаётся лишь верить.
Любовь Шакирова